«Сначала успокоение, потом реформы». Роль Петра Столыпина в становлении местного самоуправления.




«Сначала успокоение, потом реформы». Роль Петра Столыпина в становлении местного самоуправления.Размышляя над актуальными проблемами современности, любой просвещенный человек не может не видеть, что их истоки лежат в прошлом. Без выявления и познания этих истоков современные проблемы вряд ли могут быть успешно разрешены. Так, российскому местному самоуправлению – в том виде и в том формате, в каком оно существует сейчас, исполняется 24 года. Но не лишним будет вспомнить тех лиц, которые стояли у этих самих «истоков» местного самоуправления. Почетное место в этом ряду, несомненно, занимает выдающийся реформатор, государственный деятель Российской империи Петр Аркадьевич Столыпин. В этом году, 2 апреля, со дня рождения Петра Столыпина исполняется 155-лет.

Многие решения Петра Столыпина принято считать важнейшими для окончания революции 1905-1907 годов. Также прорывом в истории России являются и проведенная им аграрная реформа, закон о военно-полевых судах и реформа местного самоуправления. И здесь хочется немного остановиться на биографии реформатора, чтобы понять его личность и тот интерес, который она вызывает по сегодняшний день.

Столыпин Петр Аркадьевич (1862-1911) родился не на территории России, а в немецком городе Дрезден, тогда являвшимся столицей Саксонии. Там жили родственники его матери, Натальи Горчаковой, у них и гостила мама будущего реформатора. У Петра были родные братья Михаил и Александр, а также сестра, с которыми он был очень дружен.

Мальчики росли в Московской губернии, а затем в имении в Ковенской губернии. В гимназии учителя выделяли рассудительность Петра и его волевой характер. После получения аттестата зрелости Петр Столыпин кратко отдохнул в имении родителей, а затем уехал в столицу, где стал студентом естественного отделения Санкт-Петербургского Императорского университета. Между прочим, одним из преподавателей у него был знаменитый ученый Дмитрий Менделеев. После получения диплома агронома началась служба Петра Столыпина России.

Как блестящий выпускник вуза Петр Аркадьевич получает место коллежского секретаря и делает выдающуюся карьеру. За три года Столыпин дослужился до чина титульного советника, что было небывалым достижением за столь короткий промежуток времени. Вскоре его переводят в Министерство внутренних дел и назначают председателем Ковенского суда мировых посредников. Возможно, современному человеку необходимо пояснить кратко: Столыпин Петр Аркадьевич назначен фактически на генеральскую должность, находясь в чине капитана, да еще и в возрасте 26 лет.

Столыпин много внимания уделял сельскому хозяйству, изучал передовые методы в агрономии и новые сорта зерновых культур. В Гродно он сумел в два дня ликвидировать повстанческие общества, открыл ремесленные училища и специальные женские гимназии. Его успехи заметили и перевели в Саратов, более зажиточную губернию. Именно там застала Петра Аркадьевича русско-японская война, следом за которой поднялся бунт 1905-го года. Губернатор лично выходил успокаивать толпы взбунтовавшихся земляков. Благодаря энергичным действиям Столыпина жизнь в Саратовской губернии постепенно успокаивалась.

Николай II дважды выразил ему свою благодарность, а в третий раз назначил министром внутренних дел. Сегодня можно подумать, что это большая честь. На самом деле два предшественника на данном посту были жестоко убиты, и Петр Аркадьевич не горел желанием становиться третьим, тем более что на него уже было совершено четыре покушения, но выбора не оказалось. Сложность работы заключалась в том, что основная часть состава Государственной думы была настроена революционно и открыто выступала против. Такое противостояние между исполнительной и законодательной властью создавало огромные трудности. В итоге Первая Государственная дума была распущена, а Столыпин стал совмещать свою должность с постом премьер-министра.

Здесь деятельность Петра Аркадьевича Столыпина вновь была энергичной. Он показал себя не только блестящим оратором, многие фразы которого становились крылатыми, но и реформатором, и бесстрашным борцом с революцией. Столыпин провёл целый ряд законопроектов, которые касались и внешней политики, и национального вопроса, и органов местного управления,.

Важной реформой стало земство, то есть введение органов местного управления, которые сокращали влияние на политику богатых землевладельцев. В Российской империи, начиная с 1864 года, существовала земство, которое после 1890 года имело черты сословного учреждения и чья сфера компетенции была ограничена. П.А. Столыпин стремился к качественному преобразованию системы местного самоуправления во имя ее демократизации и повышения эффективности.

Уже в 1907 году в Государственную думу были внесены «Положение о поселковом управлении» и «Положение о волостном управлении». Законопроекты предполагали учреждение органов местного самоуправления на самом низовом уровне — в поселковом обществе и волости. Таким образом, планировалось, что самоуправляющееся общество будет проявлять свою творческую активность на всех уровнях, начиная от поселка и заканчивая государством.

Кроме того, согласно «Главным началам преобразования земских и городских общественных управлений», сфера компетенции уездных и губернских земств, а также органов городского самоуправления расширялась, а имущественный ценз для участия в работе этих учреждений снижался. Правительство стремилось к расширению круга лиц, так или иначе участвовавших в управлении государством.

Реализация этих реформ Петра Столыпина была достаточно трудной, особенно в западных регионах. Противостояли идее и в законодательном совете. Но несмотря на все сложности, П.А. Столыпин твердо придерживался своих идей.

С помощью этих реформ П.А. Столыпин решал двойную задачу. С одной стороны, он добивался большей эффективности власти, устраняя все противоречивое, накопившееся за два предыдущих столетия. С другой, эта власть должна была находиться в тесной связи с широкими кругами общественности, доверяя им многие права и полномочия.

К сожалению, не все задумки Столыпина были полностью претворены в жизнь. Нам остаётся только предполагать, какой стала бы Россия, осуществись их реформы в полном объёме. Но многие убеждения этого реформатора могли бы стать идейной составляющей для управленцев и политиков современности: «Родина требует себе служения настолько жертвенно-чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует всю работу»…

Мусина Г.Н., начальник информационно-аналитического отдела АСМО РБ

31-03-2017, 14:42 | Категория: Новости / Новости ассоциации



Перейти на старый сайт Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Башкортостан"

Госсобрание РБ Правительство РБ
ОКМО.РФ ВСМС Общественна палата РБ АССМД РБ Журнал муниципальная Россия Год экологии Академия управления