Теперь интересы женщин защищены Национальной стратегией




Теперь интересы женщин защищены Национальной стратегией Распоряжение от 8 марта 2017 года № 410-р об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 – 2022 годы подписал Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев.

Национальная стратегия действий в интересах женщин определяет основные направления государственной политики в отношении женщин и нацелена на реализацию принципа равных прав и свобод мужчины и женщины и создание равных возможностей для их реализации женщинами.

Эта новость натолкнула на мысль провести анализ представленности женщин в органах местного самоуправления республики. Но для начала проанализируем гендерную стратификацию в Республики Башкортостана, в том числе в ее политической сфере.

По данным Союза женщин Республики Башкортостан, женщины составляют 53,4 % от всего населения республики. В целом 47% занятых в экономике Республики Башкортостан – это женщины. Преимущественно женскими отраслями традиционно считаются здравоохранение, социальное обеспечение, образование, общепит, юридические службы, культура и малый бизнес.

В политической сфере Башкортостана гендерная стратификация выражена в значительной степени больше, чем по России в целом. В структурах исполнительной власти, особенно среди первых лиц, женщины практически отсутствуют. В то же время, по мере понижения полномочий, но возрастания исполнительских обязанностей, женская составляющая государственной бюрократической элиты увеличивается. Так, в нынешнем составе Госсобрания-Курултая Республики Башкортостан женщин не более 12,7 % от общего состава депутатов. А в руководящем составе легислатуры республики присутствует всего одна женщина, что говорит о достаточно низком уровне политического участия женщин в законодательной власти.

По имеющейся информации на 1 января 2009 года на гражданской службе трудились 13088 женщин (70,4 %), в органах исполнительной власти 15405 (69 %), в судах и прокуратуре 2230 (77 %), в федеральных органах власти 8225 (77 %). К сожалению, более актуальных цифр не нашлось. Но смеем предположить, что эти данные с 2009 года по сегодняшний день существенно не изменились.

Что касается муниципальной службы в Республике Башкортостан, то там сохраняется выраженная гендерная диспропорция. В настоящее время муниципальный кадровый корпус состоит из 72,6 % (5807 сотрудников) женщин и только 27,4 % (2196) сотрудников мужчин. Среди глав администраций муниципальных образований – 76 мужчин и только одна женщина.

Но не все так трагично. По кадрам глав сельских поселений гендерная структура сравнительно иная: мужчин – 632 (78%), женщин – 177 (22%). Вообще необходимо отметить, что за последние годы намного вперед продвинулись сельские женщины. На выборах они смело выдвигаются и побеждают. Практически каждый третий депутат советов сельских поселений – женщины. Много женщин избраны главами администраций сельских поселений: в Иглинском, Аургазинском, Дуванском, Баймакском, Кармаскалинском, Туймазинском районах. Каждый четвертый глава сельских поселений республики – женщина.

Исходя из этого, хочется отметить давно известный факт. Присутствие женщин на ключевых постах в органах муниципального управления, так же как и на других уровнях власти, зависит от наличия и доступности ресурсов в том или ином муниципальном образовании: чем больше ресурсов, тем менее доступна власть для женщин. И, наоборот, в муниципальных образованиях с серьезными социальными и экономическими проблемами и недостатком ресурсов власть не является привлекательной для мужчин. Поэтому на такие должности приходят в основном женщины, рассматривая власть как один из способов решения своих собственных социальных проблем. Но при этом их деятельность во власти способствует решению аналогичных проблем других лиц. Например, директор школы в качестве депутата решает проблемы не только своего учебного заведения, но и участвует в создании правовых механизмов для обеспечения образовательной деятельности во всем муниципальном образовании.

Приведем данные экспертного опроса, проведенного РАНХиГС, которые наглядно показывают, что для женщин – государственных служащих значимыми мотивами поступления по службу являются гарантии её стабильности, социальной защищенности, желания принести пользу обществу, хотя у некоторого числа женщин прослеживаются потребности, связанные с карьерным ростом, со стремлением занять более престижное место в обществе. Для мужчин – государственных служащих более предпочтительны мотивы: повысить своё материальное положение, занять престижное место, реализовать профессиональные качества, обзавестись полезными связями и т.д. Аналогичная ситуация наблюдается и на муниципальной службе.

Интересным с точки зрения организации личного труда и времени отдыха государственных (муниципальных) служащих явился вопрос о том, что осложняет их жизнь. На первом месте традиционно был обозначен ответ о нехватке денег (56,6% голосов). Таким образом, материальная составляющая в работе – это основа благополучия для многих россиян и государственные/ муниципальные служащие здесь не исключение.

На втором месте опрошенные определили «нехватку времени» (43,0% голосов). Акцент здесь смещен в пользу женщин. Им не хватает времени намного больше, чем мужчинам. Так, 63,8% женщин высказались за нехватку времени, мужчины – 36,2%. С переутомлением и усталостью сталкивается 27,3% служащих. Из них 75% составляют женщины. Отсутствие карьерных перспектив также отмечают больше женщины (всего данная позиция набрала 20,1% голосов, из них 60% женщины и 40% – мужчины).

Вовлеченность женщин в приватную сферу налицо. Им не хватает времени, они переутомлены, есть трудности с деньгами. Кроме того, несмотря на то, что «трудности с воспитанием детей» отметили всего 3,6 % опрощенных, почти все они – женщины. Женщинам порой бывает трудно правильно распределить время на работу и дом. Многочисленные социологические исследования подтверждают данный факт.

Подобные экспертные исследования помогают установить «узкие» места в гендерных процессах и отношениях на государственной/ муниципальной службе. Для мужчин и женщин – нужно создавать все условия для развития их кадрового потенциала. К сожалению, на практике системный учет гендерного подхода на муниципальной службе отсутствует.

Сегодня мы живем в новой России, в стране с новой демократической системой. Активная работа женских организаций дает реальный шанс продвинуться в политике. Это очень важно, потому что именно на муниципальном уровне и начинается вся социальная политика, именно там ясно видны все проблемы простого человека.

Конечно, социальный опыт женщин, их природная, хозяйская смекалка и здоровый рационализм пойдут только на пользу общему делу. И здесь самое главное, что власть для женщин – это не самоцель, а стремление сделать более гармоничным, предсказуемым окружающий мир и, конечно, более стабильным. Будем надеяться, что подписанная 8 марта Стратегия станет своего рода направляющим документом для формирования государственной политики по отношению к женщинам и предоставит больше возможностей для защиты семьи и материнства.

Мусина Г.Н., начальник информационно-аналитического отдела АСМО РБ

31-03-2017, 14:45 | Категория: Новости / Новости ассоциации



Перейти на старый сайт Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Башкортостан"

Госсобрание РБ Правительство РБ
ОКМО.РФ ВСМС Общественна палата РБ АССМД РБ Журнал муниципальная Россия Год экологии