Кадры решают все




Кадры решают все Здесь невольно хочется начать с отрывка одной из речей И.В. Сталина от 4 мая 1935 года. Это небольшой отрывок, но сколько в нем смысла, актуального и на сегодняшний день. Хотя как видно, эти слова были озвучены лидером Советского государства задолго до нас и нашего времени.

«… Я вспоминаю случай в Сибири, где я был одно время в ссылке. Дело было весной, во время половодья. Человек тридцать ушло на реку ловить лес, унесенный разбушевавшейся громадной рекой. К вечеру вернулись они в деревню, но без одного товарища. На вопрос о том, где же тридцатый, они равнодушно ответили, что тридцатый "остался там". На мой вопрос: "Как же так, остался?" - они с тем же равнодушием ответили: "Чего ж там еще спрашивать, утонул, стало быть". И тут же один из них стал торопиться куда-то, заявив, что "надо бы пойти кобылу напоить".

На мой упрек, что они скотину жалеют больше, чем людей, один из них ответил при общем одобрении остальных: "Что ж нам жалеть их, людей-то? Людей мы завсегда сделать можем, а вот кобылу... попробуй-ка сделать кобылу". Вот вам штрих, может быть, малозначительный, но очень характерный. Мне кажется, что равнодушное отношение некоторых наших руководителей к людям, к кадрам и неумение ценить людей является пережитком того странного отношения людей к людям, которое сказалось в только что рассказанном эпизоде в далекой Сибири…»


Ещё в советские времена был лозунг «Кадры решают всё!». Не утратил он своего значения и на сегодняшний день. Тема кадров в современных условиях приобретает все большую актуальность не только в пределах отдельных предприятий и организаций, но и на уровне органов государственной власти и местного самоуправления.

В 2008 году этот вопрос был обозначен президентом России Дмитрием Медведевым, который считает, что в органах государственного и муниципального управления должны работать наиболее талантливые, творчески мыслящие и профессиональные люди. И с этим нельзя не согласиться, поскольку в большинстве случаев устойчивое социально-экономического развитие территорий зависит от муниципальной кадровой политики и применяемых на местах кадровых технологий.

Чтобы приблизительно представить ситуацию на местах, обратимся к цифрам. Сегодня деятельность органов местного самоуправления в Республике Башкортостан обеспечивают 8187 человек. Что касается характеристики кадрового состава муниципальной службы, то в 2016 году сохранялась выраженная гендерная диспропорция муниципальной службы Республики Башкортостан. В настоящее время муниципальный кадровый корпус состоит из 72,6 % (5807 сотрудников) женщин и только 27,4 % (2196) сотрудников мужчин. Среди глав администраций муниципальных образований – 76 мужчин и только одна женщина. Иная гендерная структура по главам сельских поселений: мужчин – 632 (78%), женщин – 177 (22%).

Что касается возрастной структуры кадров муниципальной службы, то она характеризуется гармоничным сочетанием молодых и опытных сотрудников. Самая многочисленная группа – муниципальные служащие от 31 до 40 лет. Молодёжь в возрасте до 30 лет составляет 17,6 %, а работники в возрасте от 51 до 60 лет – 23 %, что способствует эффективной возрастной ротации и профессиональной преемственности поколений.

Муниципальные служащие Республики Башкортостан – одна из наиболее высокообразованных профессиональных групп работников. Анализ статистических данных показывает, что 77 % муниципальных служащих, имеют высшее профессиональное образование. По данному показателю кадры муниципальной службы уступают лишь науке, работникам сферы образования и государственным гражданским служащим. 9,4 % муниципальных служащих имеют второе высшее образование. 56 муниципальных служащих имеют учёную степень, из них 2 доктора и 54 кандидата наук.

Несмотря на то, что наблюдается тренд к повышению образовательного уровня муниципальных служащих, серьёзной проблемой является тот факт, что значительная часть сотрудников имеют непрофильное высшее образование. Так, по профессиональной специализации 13,9 % муниципальных служащих имеют высшее образование по специальности «юриспруденция»; 32,1 % «экономика и финансы»; 7,1 % «государственное и муниципальное управление»; 11,4 % имеют инженерно-техническую специальность, а 35,5 % высшее образование иного профиля.

По группе глав сельских поселений уровень образования существенно ниже. Из 809 замещающих сегодня должность главы сельского поселения высшее профессиональное образование имеют 607 человек (75%); 70 получили второе высшее образование. По профилю подготовки 5% составляют юристы; 10% – экономисты и финансисты; 10% – менеджеры в области государственного и муниципального управления; 16% – инженеры, 59% – другие специальности. Среднее профессиональное образование имеют 176 глав сельских поселений (21%), незаконченное высшее образование – 13 (2%), среднее образование – 13 (2%).

Как мы видим, муниципальные кадры – особая социальная категория, насчитывающая тысячи специалистов разного должностного уровня, образовательного профиля и квалификации. Именно в их руках фактически сосредоточена муниципальная власть. Поэтому к их профессионально-личностным и деловым качествам обществом предъявляются завышенные требования. В связи с этим муниципальное кадровое планирование должно исходить из того, что в обозримом будущем в должностные регламенты муниципальных служащих включить дополнительное квалификационное требование о наличии профильного высшего образования или соответствующей профессиональной переподготовки.

На сегодняшний день отсутствует система эффективной плановой непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. В настоящее время обучение чиновников происходит в рамках специальности «Государственное и муниципальное управление». Основными слушателями являются муниципальные служащие, а основные дисциплины ориентированы преимущественно на государственную службу, так как специфика муниципальной службы далеко не везде учитывается в рамках учебного процесса.

Анализ республиканских и муниципальных правовых актов в сфере муниципальной службы показывает также, что именно на муниципальном уровне принимается большинство документов, направленных на повышение престижа муниципальной службы. Вместе с тем значительно большее реальное значение для повышения престижа муниципальной службы имеют акты органов государственной власти. Поэтому образование, подготовка и переподготовка не только государственных гражданских, но и муниципальных служащих должны стать общегосударственной задачей. Эта деятельность должна осуществляться в специально отобранных для этих целей профильных образовательных учреждениях и за счет средств, выделяемых из государственного бюджета (например, на условиях софинансирования). Формирование единого кадрового пространства - государственная задача, поскольку от эффективности государственного и муниципального управления зависит и качество предоставляемых населению услуг, качество жизни людей.

Да и процедуры кадровой работы должны быть инновационными, хорошо продуманными и отлаженными, обеспечивающими приход во власть наиболее достойных, креативных профессионалов и порядочных людей, для которых служение жителям муниципалитета становится нормой жизни и деятельности.

На практике же в большинстве муниципальных образований административный аппарат продолжает работать на устаревших правовой, организационной и информационной основах. Да и не все руководители муниципалитетов видят необходимость в повышении уровня образования своих кадров. Вследствие чего снижается как авторитет муниципальных служащих, так и власти в целом. Что, в свою очередь, приводит к дефициту или оттоку муниципальных кадров. Дефицит управленческих кадров особо ощутим в сельских и городских поселениях. В последние годы обостряются проблемы с подбором кадров – руководителей сельских администраций. Отмечается также недостаток штатных специалистов, так, например, в администрациях сельских поселений остро востребованы специалисты по земельным вопросам, юристы, в администрациях муниципальных районов, например, недостаточно одной единицы специалиста по работе с молодежью.

В этой связи необходимы новые источники для пополнения управленческого муниципального корпуса. Необходимо решать не только задачу привлечения и отбора высококвалифицированных специалистов на соответствующие муниципальные должности. Гораздо сложнее удержать этих специалистов на муниципальных должностях, сделать их заинтересованными в долговременной работе, направленной на развитие соответствующего муниципального образования.

Наверное, решение подавляющего количества проблем может быть найдено, если органы государственной власти и органы местного самоуправления перестанут рассматривать друг друга как находящихся «по разные стороны баррикад» и будут совместно решать вопросы, но сохраняя при этом свою организационную обособленность и разный объем полномочий. И здесь неотъемлемым элементом изменений должно стать формирование единого кадрового пространства, которое вытекает из таких конституционных принципов, как государственная целостность, равенство, единство публичной власти, а также принципа взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации.

Для полноценного кадрового планирования, продвижения и карьеры необходимо составлять единые списки. Ведь не зря во всем мире муниципальную службу рассматривают как школу для государственных гражданских служащих. Единый кадровый резерв тесно взаимосвязан и с потенциальным продвижением служащего, его карьерой. Повышение престижа муниципальной службы, работы в органах местного самоуправления должно стать федеральной государственной задачей. Назрела необходимость принятия государственной программы поддержки местного самоуправления, государственной программы развития муниципальной службы, повышения ее престижа.

Местное самоуправление - это самостоятельная ценность. В этой связи полезно вспомнить российский дореволюционный опыт – работа в земствах считалась довольно престижной. Например, земские врачи, учителя относились к элите. Кто нам мешает вспомнить уроки истории и хотя бы частично их реализовать?

Гузель Мусина, начальник информационно-аналитического отдела АСМО РБ


19-05-2017, 09:40 | Категория: Новости / Новости ассоциации



Перейти на старый сайт Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Башкортостан"

Госсобрание РБ Правительство РБ
ОКМО.РФ ВСМС Общественна палата РБ АССМД РБ Журнал муниципальная Россия Год экологии Академия управления