Информация по практике проведения в Республике Башкортостан антикоррупционной экспертизы




Информация по практике проведения в Республике Башкортостан антикоррупционной экспертизыОрганами прокуратуры республики во исполнение Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» нормативные правовые акты органов государственной власти республики, органов местного самоуправления и их проекты изучаются на предмет наличия в них коррупциогенных факторов.

Как показывает практика прокурорского надзора коррупциогенные факторы чаще всего выявляются в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы в сферах бюджетного законодательства, законодательства об использовании государственной и муниципальной собственности, о государственной и муниципальной службе, природопользования.

Наиболее распространенными являются такие коррупциогенные факторы, как широта дискреционных полномочий, установление для граждан и организаций обременительных требований, принятие нормативного правового акта с нарушением компетенции, неполнота административных процедур совершения действий, возможность выборочного изменения объема прав.

Так, по требованию прокуратуры республики ввиду неполноты административных процедур конкурного отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей отменен Порядок конкурсного отбора участников ведомственной целевой программы «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Башкортостан на период 2015 - 2017 годов» для предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.11.2015 № 495 в редакции от 31.05.2016.

Установлено, что, имеющаяся в нормативном акте неопределенность порядка, критериев оценки заявок участников по 5 бальной системе на практике приводит к произвольному проставлению оценок по усмотрению членов комиссии. Возможность выборочного определения размера гранта и количества победителей создает условия для предоставления гранта в максимальном размере одной организации либо нескольким, и отказа в предоставлении гранта остальным участникам по причине ограниченности средств государственной поддержки и их полного освоения.

С учетом приведенных положений Порядка, наделяющих членов комиссии широкими дискреционными полномочиями, в Правительство РБ внесено требование об исключении из указанного постановления коррупциогенных факторов, которое рассмотрено и удовлетворено.

Антикоррупционная экспертиза Порядка дополнительного субсидирования из бюджета Республики Башкортостан части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) граждан в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 13.03.2015 № 220 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам)», утвержденного постановлением Правительства РБ от 15.09.2016 № 396, показала, что в нем не определены административные процедуры, срок рассмотрения кредитором документов граждан, решения, принимаемые кредитором в случае несоответствия гражданина установленным условиям, основания, порядок исключения гражданина из предварительного реестра, его уведомления о принятом решении.

С учетом указанных недостатков нормативного правового акта, являющихся коррупциогенными факторами, прокуратурой республики в Правительство РБ внесено требование, которое рассмотрено и удовлетворено.

Коррупциогенные факторы выявлены в Правилах аккредитации представителей средств массовой информации при Агентстве по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан, утвержденных приказом Агентства по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан от 27.04.2017 № 38-О.

Установлено, что приказ принят во исполнение постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.03.2017 № 122 «О мерах по совершенствованию связей с общественностью республиканских органов исполнительной власти», которым утверждены примерные Правила аккредитации представителей средств массовой информации при республиканском органе исполнительной власти.

Вместе с тем, Правилами, призванными регулировать порядок аккредитации представителей средств массовой информации при Агентстве по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан, не установлены порядок, формы уведомления редакции СМИ об отказе в удовлетворении заявки на аккредитацию.

По требованию прокуратуры республики в Правила внесены соответствующие изменения.

Территориальными прокурорами в рамках антикоррупционной экспертизы принимались меры по исключению коррупциогенных факторов из муниципальных нормативных правовых актов, в том числе регламентирующих порядок осуществления муниципального контроля, предоставления муниципальных услуг и др.

Так, по протестам прокурора Куюргазинского района соответствующие изменения внесены в административные регламенты 12 сельских поселений муниципального района по переводу жилых помещений в нежилые, предусматривающие вопреки положениям ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации предварительное согласование проекта планировки, обязанность представления документов, подлежащих получению в рамках межведомственного взаимодействия.

Истребование дополнительных документов, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления, явилось основанием для опротестования административных регламентов 21 сельского поселения муниципального района Ермекеевский район по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, регламентов 6 сельских поселений Мишкинского района по предоставлению водных объектов в пользование.

По аналогичным основаниям прокурорами Аургазинского, Зианчуринского районов, Белорецким межрайонным прокурором опротестованы муниципальные правила землепользования и застройки муниципального района.

По протестам прокуроров Альшеевского, Куюргазинского районов соответствующие изменения внесены в нормативные правовые акты по вопросам осуществления муниципального лесного контроля, не предусматривающие административные процедуры осуществления плановых (рейдовых) осмотров, обследования лесных участков.

Административные регламенты по предоставлению градостроительных планов земельных участков на территории ГО г. Кумертау, подготовки и выдачи разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в муниципальном районе Аскинский район вопреки утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 403 исчерпывающему перечню процедур в сфере жилищного строительства, предусматривали иные процедуры, носящие обременительный характер для граждан и организаций.

В связи с нарушением компетенции по протестам прокурора Уфимского района отменены акты сельских поселений, определяющие порядок назначения пенсии муниципальным служащим.

В текущем году органами прокуратуры республики проведена проверка на коррупциогенность действующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сферах градостроительства, землепользования, использования и распоряжения муниципальным имуществом, организации пассажирских перевозок и размещения наружной рекламы с учетом практики их применения.

Проведенной проверкой территориальными прокурорами коррупциогенные факторы выявлены в действующих нормативных правовых актах органов местного самоуправления во всех названных сферах правоотношений, связанные, в том числе с нормативными коллизиями в связи с изменением федерального законодательства.

Анализ выявленных коррупциогенных факторов показал, что зачастую они содержатся в административных регламентах предоставления муниципальных услуг и связаны с неопределенностью, нарушением сроков их предоставления, возложением на граждан обременительных требований, не предусмотренных законодательством, изданием актов с нарушением компетенции, установлением незаконной платы за предоставление муниципальных услуг.

Так, Туймазинской межрайонной прокуратурой установлено, что Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Однократное и бесплатное предоставление в собственность граждан земельных участков, расположенных в административных границах муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, в целях индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района Туймазинский район РБ» не предусматривает сроки предоставления муниципальной услуги.

Прокуратурой Аскинского района установлено, что административные регламенты по подготовке и выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства и продление срока действия разрешения на строительство и по выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию не приведены в соответствие с Федеральным законом от 19.12.2016 №445-ФЗ «О внесение изменений в статьи 51 и 55 Градостроительного кодекса РФ», которым срок выдачи разрешения на строительства сокращен с 10 дней до 7 рабочих дней.

В результате прокурорского вмешательства в административные регламенты внесены необходимые изменения.

Аналогичные нарушения в муниципальных административных регламентах в сфере градостроительства выявлены прокуратурой г.Стерлитамак, г.Салават, г.Октябрьский, прокурорами Благоварского, Гафурийского, Давлекановского, Стерлибашевского, Зианчуринского, Зилаирского, Федоровского районов.

Прокуратурой Гафурийского района установлено, что в Правилах землепользования и застройки сельского поселения Бурлинский сельсовет муниципального района Гафурийский район РБ предусмотрены условия, по которым к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должно быть приложено заключение органа государственного пожарного надзора о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

Между тем, часть 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает необходимость предоставления заявителем только заключения органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора).

Прокурором Альшеевского района установлено, что Административным регламентом по выдаче разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию Администрации муниципального района Алыиеевский район РБ в нарушение пункта 127 Реестра описаний процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 №403, на юридических лиц - заявителей возлагалась обязанность по представлению копии учредительных документов.

Административный регламент городского округа г. Сибай по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» не содержал перечня документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат получению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

В сфере размещения наружной рекламы выявлены акты, устанавливающие дополнительные условия для получателей муниципальной услуги.

Так, согласно Правилам размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории муниципального района Куюргазинский район, утвержденным решением Совета муниципального района, при производстве строительно-монтажных и электротехнических работ на заявителей возлагается обязанность обеспечить наличие экспертного заключения о соответствии проектной документации техническим условиям.

Между тем, указанные положения противоречат части 12 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе», согласно которой органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции.

Кроме этого, для владельцев средств наружной рекламы вопреки положениям ст. 210 Гражданского кодекса РФ установлена обязанность содержать в надлежащем состоянии прилегающую территорию к рекламной конструкции за свой счет.

По протесту прокурора незаконные нормы исключены.

Прокуратурой Краснокамского района установлено, что в Административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги «Организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом между поселениями на территории муниципального района» не содержались нормы, устанавливающие исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен предоставить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Кроме этого, на заявителей возлагалась обязанность по представлению выписок из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, справки, подтверждающей, что заявитель не находится в процессе ликвидации, в отношении него не осуществляется процедура банкротства, копий документов, подтверждающих право собственности, аренды, хозяйственного ведения на объекты для хранения подвижного состава, копии лицензии на осуществление медицинской деятельности, справки из ГИБДД по месту регистрации о зарегистрированных ДТП по вине заявителя за 12 предшествующих месяцев.

С учетом наличия в Административном регламенте норм, противоречащих федеральному законодательству и устанавливающих для заявителей обременительные требования, прокуратурой района на регламент принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен.

Аналогичные нарушения установлены прокурорами Мечетлинского, Миякинского, Чекмагушевского районов.

Информация предоставлена Прокуратурой Республики Башкортостан

6-07-2017, 12:06 | Категория: Главные темы / Иные материалы



Перейти на старый сайт Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Башкортостан"

Госсобрание РБ Правительство РБ
ОКМО.РФ ВСМС Общественна палата РБ АССМД РБ Журнал муниципальная Россия Год экологии Академия управления