«Мусорный» рынок в Башкирии поделят региональные операторы




«Мусорный» рынок в Башкирии поделят региональные операторыРешить проблему со сбором и утилизацией отходов в Башкирии поручат региональным операторам. Им отдадут всё – от обслуживания контейнерных площадок до переработки и захоронения отходов. Тарифы вырастут.

В Башкирии грядёт перестройка всей системы обращения с отходами производства и потребления. «Мусорный» рынок будет работать по-другому. Если сейчас основная часть мусора просто оседает на полигоне в первоначальном виде, то в перспективе мусор должен преимущественно утилизироваться с извлечением из него полезных компонентов. Просто «хоронить» его станет дорого. Круг участников рынка тоже изменится.

Федеральный закон на этот счет уже есть, принимаются подзаконные акты. Региональное законодательство приводится в соответствие с федеральным.

Поправки в Закон Республики Башкортостан «Об отходах производства и потребления» обсуждались на заседании Комитета Госсобрания республики по промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.

«Одним из важнейших положений данного закона является введение института регионального оператора, — сообщил замминистра экологии и природопользования Башкирии Ильдус Яхин. — Предусматривается, что сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов на территории республики будет осуществляться региональным оператором в соответствии с государственной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами».

На региональном операторе будет весь «жизненный цикл» мусора на его пути от контейнерной площадки до захоронения «хвостов» после извлечения полезных компонентов. Детали не прописаны, поэтому много неясного. Должен ли региональный оператор владеть инфраструктурой по обращению с отходами? Как на практике будут строиться его взаимоотношениями с потребителями услуг?

Вопросы тарифного регулирования отдаются регионам. Сколько будет региональных операторов, тоже предстоит решить властям субъектов РФ. По словам Ильдуса Яхина, в Башкирии «он точно будет не один», скорее всего, семь-восемь. При этом они будут распределены по республике таким образом, что каждому достанутся и потенциально прибыльные, и неинтересные в плане бизнеса территории.

Для обработки, утилизации и обезвреживания отходов понадобится специальное оборудование. Сейчас в республике мало что есть. Образцовый в масштабах ПФО комплекс по переработке ТБО имеется в Ишимбайском районе Башкирии. Он обошелся инвестору — компании «Эко-сити» — в 400 млн рублей, его мощностью составляет 200 тысяч тонн мусора в год. Подобные комплексы в перспективе должны появиться в разных зонах республики.

«В Башкирии на сегодня всего пять «сортировок», все они построены частными лицами. А за счет бюджета организовано 43 полигона твердых бытовых отходов – и ни одной сортировки!» — сообщил РБК-Уфа председатель СРО НП «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов» Александр Веселов.

По мнению эксперта, новая модель обращения с отходами интересна и способна привести рынок в цивилизованное состояние, но только если в ней не будет коррупционной составляющей. «Мусорный бизнес – серьезный. Закон есть, экономические механизмы начинают раскручиваться. Инвесторы готовы вкладываться, и сегодня есть из кого выбирать. Важно, чтобы отбор региональных операторов был предельно прозрачным, чтобы конкурс проводился под контролем общественности», — сказал Александр Веселов.

Бизнес поддерживает идею зонировать республику с закреплением за каждой зоной регионального оператора.

«В нашем районе образуется 30-40 тысяч тонн отходов в год. Этого недостаточно для покупки, скажем, современного мусоросортировочного комплекса стоимостью 100 млн рублей. Чтобы окупить затраты, объем мусора должен быть не менее 100 тысяч тонн. Укрупнение зоны обслуживания снимает эту проблему», — сказал РБК-Уфа директор туйзмазинского ООО «Экология Т» Ильнур Шакиров.

Впрочем, покупка столь дорогостоящего оборудования проблематична. Некоторые участники регионального рынка обращения с отходами отмечают трудности с вхождением в госпрограммы с привлечением бюджетного финансирования, а самоокупаемости за счет резкого подъема тарифов не ждут. «Тарифы не покроют инвестиции, — считает Ильнур Шакиров. — Обычно они утверждаются с пятипроцентной рентабельностью, с введением института региональных операторов вряд ли будет больше. А войти в действительно работающие госпрограммы для нас практически нереально. Программы по линии Минэкологии по нашей части не работают, финансирование не ведётся. Министерство жилищно-коммунального хозяйства нами не занимается, хотя, по сути, мы относимся к этой отрасли. У Минжилкомхоза есть отличные работающие программы. Доступ к ним позволил бы нам привлекать бюджетное софинансирование – тогда мы могли бы купить современные комплексы по сортировке и переработке отходов».

Насколько вырастут тарифы, опрошенные РБК-Уфа эксперты сказать затруднились. По словам Александра Веселова, в проекте, с которым к местным властям выходило московское ЗАО «Управление отходами», был заложен десятикратный рост тарифов, но «это, конечно, авантюра».

С вводом новой системы в действие обострится проблема несанкционированных свалок. «Тарифы будут расти – значит, определенная часть населения будет отлынивать от обязанностей и возить мусор куда попало. Нужно ужесточить госнадзор и применять по отношению к таким жителям санкции, — считает Александр Веселов. — По новой норме Жилищного кодекса, каждый домовладелец, арендатор помещения обязан заключать договор с региональным оператором. Не будет договора — придется заплатить штраф в размере от 1 до 2 тысяч рублей». Несанкционированные свалки при этом всё равно будут, и их ликвидацией, по всей видимости, тоже придется заниматься региональным операторам.

РБК Башкортостан

22-10-2015, 10:31 | Категория: Новости / Главные темы



Перейти на старый сайт Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Башкортостан"

Госсобрание РБ Правительство РБ
ОКМО.РФ ВСМС Общественна палата РБ АССМД РБ Журнал муниципальная Россия Год экологии Академия управления