Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 04.12.2014 по делу N 33-2240/2014




Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании оборудовать кладбища.
Обстоятельства: Прокуратурой проведена проверка надлежащего содержания мест захоронения, в ходе которой в деятельности ответчика выявлены нарушения законодательства о погребении и похоронном деле в части ненадлежащего оборудования и содержания кладбища.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку содержание и благоустройство мест захоронений является неотъемлемым элементом благоустройства территории муниципального образования, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия рассмотрела в открытом судебном заседании от 4 декабря 2014 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 августа 2014 г.

Судебная коллегия установила:

прокурор Октябрьского района г. Саранска, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск и возложении обязанности по оборудованию и содержанию кладбища в .

В обоснование своих исковых требований указал, что прокуратурой Октябрьского района г. Саранска проведена проверка надлежащего содержания мест захоронения (кладбищ) на территории Октябрьского района г. Саранска, в ходе которой в деятельности Администрации городского округа Саранск выявлены нарушения законодательства о погребении и похоронном деле в части ненадлежащего оборудования и содержания кладбища в . Отсутствие надлежащих мер по организации похоронного дела в деятельности Администрации городского округа Саранск на кладбище в влечет невозможность не только сохранности данного объекта недвижимости, но и нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровью населения.

Кроме того постановлением Администрации городского округа Саранск от 17 февраля 2014 г. N 387 казенному учреждению городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью кв. м с кадастровым номером для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и иного специального назначения. Основанием послужили полномочия, предоставленные органу местного самоуправления статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако при передаче данных земель в постоянное (бессрочное) пользование указанные земельные участки в реестр муниципальной собственности не включены, о чем имеется сообщение комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Саранск.

Истец просил признать незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск, выразившееся в невключении в реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельного участка площадью кв. м с кадастровым номером для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, , в непринятии надлежащих мер по содержанию мест захоронения на кладбище ; обязать Администрацию городского округа Саранск в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр муниципальной собственности городского округа Саранск земельный участок с кадастровым номером для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, , а также принять меры по надлежащему содержанию указанного кладбища: произвести обвалку территории кладбища, установить ограждение, установить информационный стенд, определить зеленую зону территории кладбища (л.д. 1 - 5).

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 августа 2014 г. исковые требования прокурора Октябрьского района г. Саранска, действующего в защиту неопределенного круга лиц, удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск в непринятии надлежащих мер по содержанию мест захоронения на кладбище по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, . На Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с. Монастырское, а именно: произвести обваловку территории кладбища, установить ограждение. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано (л.д. 63 - 70).

В апелляционной жалобе Т., представляющий интересы Администрации городского округа Саранск на основании доверенности, просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает, что Администрация городского округа Саранск исполняет надлежащим образом положения, закрепленные Уставом городского округа, и не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку выполнение обязанности по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, в том числе, благоустройство мест захоронения (кладбищ), отнесено к полномочиям КУ "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства". Полагает, что бездействие, выражающееся в непринятии надлежащих мер по содержанию мест захоронения на кладбище , со стороны администрации отсутствует, поскольку часть нарушений устранены. Полагает, что заявленное требование не основано на законе, действовавшем в период возникновения спорных правоотношений, т.е. в период создания и начала функционирования кладбища (л.д. 71 - 73).

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Октябрьского района г. Саранска Лапшина О.Г., указывая на несостоятельность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения (л.д. 78 - 80).

Прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Умнова Е.В. просила оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения ввиду ее несостоятельности.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации городского округа Саранск, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика КУ городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, и отложить разбирательство дела суд не просили.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечивается благоприятные условия его жизнедеятельности.

Деятельность на местах погребения, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен ряд вопросов местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, в число данных вопросов входит организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (подпункт 22 пункта 1 статьи 14 ФЗ).

Указанные положения продублированы в подпунктах 23, 29 пункта 1 статьи 9 Устава городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 г. N 177, и подпунктом 10 пункта 10 Устава КУ городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства", утвержденного постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 2 апреля 2009 г. N 708.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 84 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".

В силу подпунктов 1.1, 1.2, 1.3 указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.

Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.

Требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил.

В соответствии с пунктом 2.7 санитарных правил, устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть, в том числе, следующее: обваловку территории; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища).

Пунктом 2.3.2 Стандарта качества предоставления муниципальной услуги "Содержание мест захоронения", утвержденного постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 26 февраля 2010 г. N 356, определены требования к территории кладбищ городского округа Саранск: территория городских кладбищ должна быть огорожена по периметру, разбита на сектора. Каждому сектору должен быть присвоен отдельный номер или наименование; территория кладбищ независимо от способа захоронения должна подразделяться на функциональные зоны: входную; ритуальную; административно-хозяйственную; захоронений; моральной (зеленой) защиты по периметру кладбища. Во входной зоне следует предусматривать раздельные въезд-выезд для автотранспорта и вход-выход для посетителей, автостоянку и остановки общественного транспорта; около главного входа на территорию кладбищ должен быть вывешен схематический план кладбищ с обозначением административных зданий секторов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общественного пользования и емкостей с технической водой; на территории кладбищ не должны размещаться здания и сооружения, не связанные с обслуживанием кладбищ и оказанием ритуальных услуг; территория кладбищ должна быть обеспечена емкостями с технической водой, доступными для пользования посетителями; территория кладбищ должна быть обеспечена контейнерами для складирования мусора; территория кладбищ должна быть оборудована туалетом, доступным для посетителей; для посетителей городских кладбищ должна быть организована стоянка для автотранспорта.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Октябрьского района г. Саранска совместно с представителями МП городского округа Саранск "Спецтранспортник ЖКХ" проведена проверка надлежащего содержания мест захоронения (кладбищ) на территории Октябрьского района г. Саранска, в ходе которой в деятельности Администрации городского округа Саранск выявлены нарушения законодательства о погребении и похоронном деле в части ненадлежащего оборудования и содержания кладбища в , а именно на территории кладбища в отсутствуют: входная группа на кладбище, информационный стенд со схемой кладбища и обозначением секторов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общественного пользования и емкостей с технической водой; ограждение кладбище, в том числе новых захоронений. В старой части кладбища имеются заросли из старых деревьев.

Факт указанных нарушений подтверждается актом проверки от 20 июня 2014 г., прилагаемой фототаблицей.

Согласно фотоотчету, акту от 30 июня 2014 г., товарной накладной от 30 июня 2014 г. на территории кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, имеется стенд для размещения информации.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, установив факт нарушения законодательства о погребении и похоронном деле в части ненадлежащего оборудования и содержания кладбища в , обоснованно частично удовлетворил требования прокурора района.

Судебная коллегия находит правильными выводы суда, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.

Установив, что в нарушение пункта 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 84, территория кладбища в не обвалована, а также в нарушение пункта 2.3.2 Стандарта качества предоставления муниципальной услуги "Содержание мест захоронения", утвержденного постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 26 февраля 2010 г. N 356, отсутствует ограждение территории кладбища по периметру, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что со стороны администрации городского округа Саранск имеется бездействие, выражающееся в неустранении вышеназванных нарушений законодательства о содержании мест захоронения и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в связи с чем обоснованно возложил на администрацию городского округа Саранск обязанность по принятию мер по надлежащему содержанию кладбища в , путем устранения вышеназванных нарушений.

Выводы суда основаны на исследованных доказательствах.

Содержание и благоустройство мест захоронений является неотъемлемым элементом благоустройства территории муниципального образования, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.

Непринятие Администрацией городского округа Саранск необходимых мер по надлежащему содержанию кладбища в влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для возложения соответствующей обязанности на Администрацию городского округа Саранск, о том, что Администрация городского округа является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку на основании вышеуказанных законоположений содержание мест захоронения на территории городского округа Саранск, является обязанностью именно органа местного самоуправления. Создание казенного учреждения, уставной деятельность которого является в том числе содержание кладбищ, заключение договоров о выполнении работ по содержанию кладбищ на территории городского округа Саранск, не снимает в органа местного самоуправления обязанности устранить нарушение в содержании кладбища, вытекающей из закона.

Довод апелляционной жалобы о незаконности решения суда, применившего при регулировании спорных правоотношений СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенических требований к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного значения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 84, так как кладбище в устроено ранее вступления в законную силу вышеназванных СанПиН, отклоняется как несостоятельный. Содержание кладбища в Администрация городского округа Саранск осуществляет и в настоящее время, в связи с чем, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, должна руководствоваться указанными СанПиН, которые являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с содержанием кладбищ.

Довод апелляционной жалобы о том, что Стандарт качества предоставления муниципальной услуги "Содержание мест захоронения", утвержденный постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 26 февраля 2010 г. N 356 не предусматривает обваловку территории кладбища, отклоняется как не имеющий правового значения, т.к. данное требование предусмотрено вышеназванными СанПиН.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованности вывода суда первой инстанции о бездействии ответчика, т.к. последним предпринимались меры по выполнению требований, предъявляемых к содержанию кладбищ, не могут служить основанием для отмены решения, т.к. достоверно установлено неисполнение требований вышеназванного стандарта и СанПиН в части ограждения и обваловки, соответственно.

Доказательств тому, что допущенные нарушения требований к содержанию кладбища устранены, суду не представлено.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену принятого по делу решения в соответствии с частью четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

В связи с изложенным, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, вынесенным с применением норм материального права, подлежавших применению при регулировании спорных правоотношений, и соответствующим установленным судом обстоятельствам дела, в связи с чем не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 25 августа 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.

15-01-2015, 17:27 | Категория: Деятельность / Судебная практика



Перейти на старый сайт Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Башкортостан"

Госсобрание РБ Правительство РБ
ОКМО.РФ ВСМС Общественна палата РБ АССМД РБ Журнал муниципальная Россия Год экологии Академия управления